Наличные и безналичные расчеты
Наличные расчеты – это платежи наличными субъектов хозяйствования (далее – СХ) и физических лиц за реализованную продукцию/товары, выполненные работы или предоставленные услуги, а также по операциям, непосредственно не связанным с реализацией продукции/товаров, работ, услуг и другого имущества (пп. 5 п. 3 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148, далее – Положение № 148).
СХ могут осуществлять расчеты наличными между собой и с физлицами через кассу или путем перевода средств (п. 5 Положения № 148).
Безналичные расчеты – это перечисление средств со счетов плательщиков на счета получателей, а также перечисление банками по поручению предприятий и физических лиц средств, внесенных ими наличными в кассу банка, на счета получателей средств (п. 1.4 Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением Правления НБУ от 21.01.2004 г. № 22).
Обратите внимание! Расчеты, осуществляемые наличными без открытия счета путем внесения наличных в кассы банков или небанковских учреждений для дальнейшего их перевода другим СХ или физическим лицам для плательщиков денежных средств являются наличными, а для получателей – безналичными (п. 10 Положения № 148).
Ограничения наличных расчетов
СХ в течение одного дня имеют право осуществлять расчеты наличными (п. 6 Положения № 148):
- между собой – на сумму не более 10000 грн;
- с физлицами – на сумму не более 50000 грн.
Физлица (не СХ) могут осуществлять наличные расчеты (п. 7 Положения № 148):
- с СХ в течение одного дня – в размере не более 50000 грн;
- между собой по договорам купли-продажи, подлежащим нотариальному удостоверению, в сумме до 50000 грн включительно.
Платежи сверх предельных сумм проводятся через банки или небанковские учреждения путем перевода средств с текущего счета на текущий счет или внесения средств в банк либо небанковское учреждение для дальнейшего их перевода на текущие счета в банке.
На какие операции наличные ограничения не распространяются
Пунктом 8 Положения № 148 определено, что ограничения наличных расчетов не касаются:
- расчетов СХ с бюджетами и государственными целевыми фондами;
- добровольных пожертвований и благотворительной помощи;
- использования наличных, выделенных на командировку;
- выплат, связанных с оплатой труда;
- использования наличных средств из фонда оперативно-розыскных (негласных следственных) действий.
Остальные виды наличных расчетов, кроме вышеперечисленных, попадают под ограничения.
Как обойти ограничения наличных расчетов
Избежать ограничений наличных расчетов можно следующими способами:
- перечислить средства с текущего (депозитного или аккредитивного) счета плательщика на текущий счет получателя;
- внести наличные в кассу банка для зачисления на текущий счет получателя;
- осуществить перевод средств сверх установленных предельных сумм путем зачисления их на депозит нотариуса, с последующим перечислением средств получателю;
- разделить необходимую для оплаты сумму на части, каждая из которых не превышает 10 или 50 тыс. грн, и оплатить их в разные дни;
- произвести «смешанный» расчет: частично в наличной форме, а частично (на сумму превышения) – в безналичной.
Ответственность за нарушения наличных ограничений
Контроль за наличными расчетами осуществляют органы налоговой службы (ст. 19 НКУ). Они также рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с оборотом наличности (ст. 234-2 КоАП).
Нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в т.ч. превышение предельных сумм расчетов наличными, влечет за собой наложение админштрафа на предпринимателей и должностных лиц юрлица в размере от 100 до 200 НМДГ (от 1700 грн до 3400 грн). При повторном нарушении в течение года штраф составит от 500 до 1000 НМДГ (от 8500 грн до 17000 грн) – ст. 163-15 КоАП.
Штраф могут наложить не позднее чем через два месяца с даты нарушения (ст. 38 КоАП).
Финмониторинг
При снятии наличных средств с текущих счетов с целью осуществления наличных расчетов с физлицами СХ обязаны предоставлять по запросу банка (филиала, отделения) подтверждающие документы, необходимые банку для изучения клиента с учетом риск-ориентированного подхода. В случае непредставления такого документа банк может отказать клиенту в снятии наличных (п. 6 Положения № 148).
Кроме того, 28 апреля 2020 года вступил в силу Закон Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 06.12.2019 г. № 361-IX (далее – Закон). Во исполнение настоящего закона НБУ утвердил Положение об осуществлении банками финансового мониторинга.
Законом повышен предел для осуществления финмониторинга – со 150 тыс. грн до 400 тыс. грн. Однако наличные переводы на сумму более 5 тыс. грн требуют обязательной идентификации клиента.
Финмониторинговые требования не распространяются на:
- переводы независимо от суммы для оплаты товаров и услуг, осуществленные плательщиком с помощью платежной карты, если ее номер сопровождает перевод (такой плательщик является уже идентифицированным при получении карты);
- все наличные переводы в пределах Украины в сумме до 5 тыс. грн;
- снятие средств со своего счета.
Ввиду этого введение обновленного механизма финансового мониторинга повлекло за собой дополнительные ограничения операций с наличными.
Между тем с 1 апреля начало действовать постановление Правления НБУ от 17.03.2020 г. № 32, которым утверждено положение о системе BankID (см. постановление НБУ 32). Абоненты (на сегодняшний день 14 банков) уже могут использовать систему для идентификации и верификации клиентов. Как объясняется на Правительственном портале BankID – это способ электронной аутентификации граждан с помощью их данных в обслуживающем банке. Если клиент намерен воспользоваться электронной услугой, портал формирует электронный запрос в банк для получения его персональных данных (Ф.И.О., паспорт, ИНН и др.). На основании полученных данных банк проводит аутентификацию лица.